|
Джеки Чан, известный всему миру мастер кунг-фу и супер-звезда гонконгского кино—человек поистине феноменальный. И не только потому, что снялся он в таком количестве фильмов, что иногда возникает впечатление, будто Джеки работает круглосуточно, без отпусков, выходных и даже обеденных перерывов, поскольку выстреливает одну картину за другой со скоростью автоматической винтовки. Главное заключается в том, что он сочетает демонстрацию десятков стилей кунг-фу с головоломными акробатическими трюками, которые не снились даже его кумиру Брюсу Ли.
Ган Шэн, впоследствии взявший себе псевдоним Джеки Чан, родился 7 апреля 1954 году в Гонконге, в семье повара и домработницы. Деньги в семье были редкостью. Еще в роддоме многострадальные родители чуть не продали своего отпрыска малознакомой акушерке за…$27. Этого не произошло лишь потому, что друзья отца Чана вовремя отговорили его от такого шага. Шесть лет спустя его отец отправился на поиски лучшей жизни в Австралию, а сына отдал в интернат, в котором готовили актеров китайской оперы, отличающейся от оперы классической, как американский футбол от европейского. Лишь мать маленького Ган Шэна изредка навещала его. Китайская опера, насчитывающая порядка 360 разновидностей (не исключено, что и больше), изобилует батальными сценами с использованием техники кунг-фу, и от актеров требуется не только углубленное знание этого искусства, но и такая акробатическая и гимнастическая подготовка, которой могли бы позавидовать звезды большого спорта. Кунг-фу, кстати, используется и в китайской драме—считается, что оно обогащает драму древними традициями и делает более красочным ее язык. Целый день, с раннего утра и до полуночи, дети занимались здесь танцами, мимикой, актёрским мастерством, пением, акробатикой и, наконей, боевым искусством. Главным учителем в течение долгих одиннадцати лет, проведённых Чаном в институте, была палка.
В 17 лет Ган Шэн, в совершенстве овладевший несколькими стилями кунг-фу, закончил Пекинскую Академию оперы, мечтая сделать такую же головокружительную карьеру, как и его кумир Брюс Ли. Однако продюсеров интересовал только сам “Маленький Дракон”, а на новичка, пусть и перспективного, никто внимания не обращал, и максимум, чего ему удалось добиться, так это эпизодических ролей в кино и театре. В чем отчасти виноват был он сам—ему с самого начала не хватало суровости, свирепости, фанатизма, словом, того суперменства, которое демонстрировал на экране Ли.
Отчаявшись сделать желанную карьеру, Ган Шэн отправился в Австралию вслед за родителями и начал зарабатывать приличные по гонконгским меркам деньги, трудясь на стройках. Но с мечтой своей, далекой и туманной, не расстался, хотя Гонконг хранил молчание даже после смерти Ли, по которому Ган долго и искренне носил траур. И лишь в 1976 году его разыскал продюсер из Гонконга и предложил попробовать себя в фильме “Клуб „Тигр”. И Джеки, бросив хорошо оплачиваемую работу и стабильность, вылетел в полнейшую неизвестность. На родине ему сразу дали понять, что он должен попытаться заменить Брюса, но для него это оказалось невозможным и фильм не имел абсолютно никакого успеха. Однако на неудачу он отреагировал своеобразно—попытка следовала за попыткой, роль за ролью, и каким-то чудом он все же добился своего.
Впрочем, сравнение Джеки с Брюсом уместно лишь отчасти. После смерти последнего все пророчили Чану титул и славу нового “Брюса Ли” и даже сценическое имя дано было ему Синг Лунг, что в переводе с кантонского диалекта означает “Стать Драконом”. Драконом, как известно, называли самого Ли. Режисёр Ло Вэй, работавший ранее с Брюсом, с удовольствием взял под свою опеку и Чана, “организовав” для него несколько фильмов, замешанных на кунг-фу. Увы, успеха они не имели. В конце концое и сам Джеки понял, что второго “мастера” из него не получится. Впоследствии он вспоминал:
- Я просмотрел все фильмы Брюса и убедился, что у нас с ним абсолютно разная техника боя: там, где он бьёт сверху, я бью снизу. Даже на съёмочной площадке он сосредоточен и серьёзен, а я шучу и улыбаюсь…
Именно поэтому Джеки решил искать свой путь к Олимпу, не преминув воспользоваться успешным опытом Бастера Китона и Фреда Астера. Первым делом актёр попытался вывести так называемую формулу успеха:
1.Играть только героев, ставших оными случайно, под действием непредвиденных обстоятельств.
2.В фильме в обязательном порядке должен присутствовать некто, нуждающийся в его защите: девушка, ребёнок или пожилой человек.
3.И самое главное – во всех экранизациях он должен оставаться самим собой, то есть маленьким, вертлявым и смешным, словно кузнечик из детской песенки.
Как ни странно, эта затея оказалась удачной, и его ленты “Пьяный мастер”, “Три гиены” стали бесспорными блокбастерами. На гребне успеха Чан, не раздумывая, подписал контракт с бывшей киностудией Брюса Ли “Golden Harvest” и стал самым высокооплачиваемым актёром во всей Азии.
Однако настоящий перелом в его карьере наступил лишь после выхода на экран фильма “Змея в тени орла”, в который наш герой, по правде говоря, попал совершенно случайно. Изначально главная роль предназначалась для звезды гонконгского кино середины 70-х Александера Фу Ченгу, который незадолго до начала съёмок умудрился сломать себе обе ноги. Режисёр Ло Вэй, фактически полностью распоряжавшийся рабочим временем Чана, за небольшую стопку долларов любезно согласился “одолжить” актёра для работы над этой лентой. Ну а дальше пошло-поехало. В скором времени и сам Джеки стал режисёром большинства своих фильмов, покоривших всю Юго-Восточную Азию.
Затем на смену достаточно примитивным фильмам о кунг-фу пришли приключенческие картины и детективы, в которых кунг-фу пришлось несколько потесниться, уступив место неповторимым трюкам: “Большая драка”, “Операция „А"”, “Закусочная на колесах”, “Дракон навсегда”, “Доспехи бога”, “Полицейская история”, “Покровитель” и т.д. и т.п. То, что фильмы Чана пользуются популярностью в Европе и США, подтвердил второй по величине кикбоксер мира Бенни Уркидес, снявшийся вместе с Джеки в картинах “Закусочная на колесах”, “Драконы навсегда”. Уркидес, сколотивший приличное состояние за годы спортивной карьеры, а ныне тренирующий звезд кино—Патрика Суэйза и других—в деньгах особо не нуждается, так что его участие в этих фильмах показывает их уровень и его отношение к Чану. А Джеки всякий раз после долгого и упорного поединка нокаутирует Бенни, который в реальном бою или спортивном поединке убил бы его первым же ударом.
К чести Чана следует отметить, что с ним снимался (в фильме “Покровитель”) и известнейший кикбоксер Билл Уоллес по прозвищу “Супернога”. Он тоже покорно падал на экране после ударов Джеки, хотя в жизни, как и Уркидес, не проиграл ни одного боя.
После картины “Молодой мастер” он решил, что пора покорять Голливуд. Как и следовало ожидать, на этом пути не всё было гладко.
Америка к звезде и кумиру азиатской молодёжи отнеслась, мягко говоря, равнодушно. На съёмкох “Большой драки” к нему приставили человека, который указывал, как Джеки должен драться. А во время одного телешоу, где брали интервью у всех участников съёмок, репортёры отказались интервьюировать Джеки, сославшись на его плахой английский и очевидную неинтересность. Ему позволили лишь показать пару приёмов, а затем мягко, но настойчиво удалили из кадра. Америка была явно не готова к приходу на экраны Джеки Чана.
Не солоно хлебавши, Чану пришлось вернуться в гонконг и вновь заняться собственными проектами, изредка забрасывая в Штаты “пробные шары”, вроде “Защитника” Джеймса Гликенхауза.
Успех пришёл к Чану благодаря чисто гонконгской продукции – “Полицейская история”, “Доспехи бога-1, 2”, “Близнецы-Драконы” и т.п. Они же подготовили почву для “чаномании”, которая вскоре после этого охватила США. Поговаривают, что сам Тарантино грозился “пробросить” церемонию вручения наград MTV в 1994 году, если тамошние “жучки” не вручат обещанный Чану приз за его заслуги в кино.
Джеки таки получил награду, а уже через год после этого наповал сразил Америку своей “Разборкой в Бронксе”, снятой с поистине голливудским рахмахом. В первый же уик-энд картина стала фильмом номер один в США и Канаде. Собрав $10 млн. и полные залы зрителей. Сюжет ленты немного перекликается с одной из поздних работ Брюса Ли “Возвращение Дракона” (герой приезжает в Нью-Йорк помочь родственникам в ведении торгового бизнеса), но, кроме боевых сцен, здесь есть на что посмотреть и тем, кто не слишком жалует подобные фильмы.
Следующий нашумевший проект Джеки – боевик “Первый удар”, часть которого он снимал в Украине, в Крыму. Затем Чан оперативно выпустил в прокат ещё две ленты: “Кто я?” (роль потерявшего память наёмника-коммандос) и “Мистер Крутой”(роль ведущего кулинарного шоу, попавшем в водоворот мафиозных разборок). И это ещё не всё! Вовсю кипит работа над навыми проектами: Джеки снимается в телевизионной многосерийной версии “Полицейской истории”, на подходе “Доспехи бога-3” (похоже, Чан обожает сиквелы) и “Удар наружу”. Одним словом, Джеки Чан жил, жив и будет жить!
Но хотя Чан никогда не выходил на ринг и татами и спортсменом в общем-то и не был, вряд ли кто в мире может потягаться с ним в умении исполнять захватывающие трюки безо всякой страховки. Правда, лидерство в этой области обходится ему довольно дорого. Так, во время съемок “Операции „А"” Чан по сценарию должен был падать с 15-метровой колокольни—и после того как два первых дубля его не удовлетворили, третья попытка окончилась падением на бетонную мостовую, и выжить ему удалось только благодаря сложнейшей операции. На съемках “Доспехов бога” он прыгал с большой высоты на крону дерева, но ветви не выдержали его веса и прямо со съемочной площадки его увезли в госпиталь. Еще одну тяжелую черепномозговую травму он получил во время съемок в Югославии и вновь выжил лишь благодаря искусству врачей.
Внешне Джеки не выглядит суперменом, и в своих фильмах в поединках он предпочитает суровой и безжалостной рубке а-ля Брюс Ли прыжки, кувырки, подкаты и различные финты, что куда более травматично и рискованно, нежели демонстрация жесткого боя. И вывихов, разрывов и переломов у Чана хоть отбавляй. В результате в течение нескольких последних лет по утрам он встает с постели только при помощи специально сконструированной рамы и не в состоянии разогнуться после умывания. И лишь комплекс весьма мучительных упражнений возвращает его к нормальной жизни.
— Если нужен какой-то зрелищный кадр, какой-то специальный эффект, меня не волнует, сколько на него потребуется денег, времени и сил,—признался Чан журналу “Эйшауик”.— Я иду на все, я могу сломать руку или ногу, но это меня мало волнует. В такие моменты я становлюсь одержимым, хотя временами дрожу от страха, потому что я не супермен. Мои поклонники—вот кто дает мне силы совершить вроде бы невозможное. Если бы не они, я счел бы сумасшедшим любого, кто предложил бы мне нырнуть вниз головой в узкий колодец 20-метровой глубины или спрыгнуть с крыши многоэтажного дома...
Звезды всегда на виду, особенно в относительно небольшом городе- государстве, так что Джеки находится под пристальным и неусыпным вниманием прессы. Однако о его личной жизни известно немного— только то, что он любит расслабляться в кегельбанах и барах в компании близких друзей, любит охоту и рыбалку. По Гонконгу ходят слухи о его блистательных любовных похождениях, однако в женском обществе его застают нечасто. Он до сих пор холост, поскольку, как он утверждает, времени на любовь у него нет, к тому же знакомство, притом весьма близкое, с первыми красавицами Азии усложняет выбор спутницы жизни. Кстати, в свое время гонконгские газеты не раз писали, что несколько молоденьких девушек покончили жизнь самоубийством из-за неразделенной любви к нему, и упоминалась даже последняя жертва его обаяния—15-летняя японка, сведшая счеты с жизнью после получения ложного известия о женитьбе кумира.
Не менее скрытен Джеки в отношении своих тренировок, которые, по его словам, занимают большое количество времени—что, кстати, видно и по его фильмам. О кунг-фу он не забывает ни на день, выполняя многочасовые древние комплексы, которые, по слухам, ему завещал один недавно скончавшийся великий мастер, считавшийся одним из лучших не только в Гонконге, но и в мире (впрочем, имя его не называется, так что не исключено, что это очередная легенда). Говорят также, что поддерживать прекрасную форму ему помогают специальные восстановители, изготавливаемые из редчайших трав по секретным рецептам.
Зато известно точно, что Джеки Чан—наверное, в память о своем полуголодном детстве—уделяет огромное внимание благотворительности. Сначала он просто передавал в интернаты и приюты для сирот все присылаемые ему подарки, а затем создал “Фонд Джеки Чана”—одну из крупнейших благотворительных организаций региона. Заодно усыновил 10 сирот, взял под опеку 50 китайских детей, живущих за рубежом. Он также содержит несколько стипендиатов университета, спас жизнь нескольким детям, заболевшим раком, заплатив за их лечение, финансирует “Госпиталь Джека Чана”. И, разумеется, делает щедрые отчисления в фонд школ кунг-фу.
Что касается его кинокарьеры, то он выступает уже не только в роли актера, но и в роли сценариста, продюсера и даже режиссера—с учетом всех его травм 39-летнему актеру вряд ли удастся продолжать сниматься в течение длительного времени. Несколько лет назад он стал совладельцем компании “Голден Харвест”—знаменитый Раймонд Чоу, открывший Брюса Ли и Джеки и долгое время бывший единственным владельцем студии, сам предложил Чану высокий пост, понимая, что именно он обеспечивает компании прибыль на протяжении вот уже многих лет. Джеки, вступив в должность, первым делом заявил, что фильмы о кунг-фу и впредь будут оставаться основной продукцией “Голден Харвест”, так что поклонникам его таланта особо беспокоиться не стоит.
— Я стал тем парнем, который в нужное время оказался в нужном месте,—сообщил Джеки в интервью “Эйшауик”.—И потому считаю себя удачливейшим человеком на свете. Древняя китайская пословица гласит: “После смерти от человека остается только имя”. Конечно, пока я не собираюсь умирать, но уже придумал, что будет начертано на моей могиле: “Джеки Чан. Человек, отдавший жизнь кунг-фу”...
Единственный отрицательный момент во всей актёрской карьере Чана – полное отсутствие личной жизни. Популярность оказала Джеки медвежью услуги – стоило актёру в одном из интервью признаться в наличии некой дамы сердца, как в японии бросилась под поезд одна из его поклонниц; а посреди его офиса в Гонконге возникла загадочная незнакомка ,которая, сообщив всем присутствующим, что беременна от Чана, выпила быстродействующий яд.
После этих случаев Джеки долго не мог прийти в себя:
-Теперь я чувствую на себе ответственность за жизни своих фанаток. Я не могу позволить себе заявить с телеэкрана о том, что у меня есть подруга, или что я собираюсь жениться, или что у меня есть ребёнок. Я вынужден скрывать свою личную жизнь от окружающих. Лучше я обижу одну женщину, чем позволю умереть нескольким.
Всё же у Джеки есть жена, актриса Лин Фенг-Чао (с ней он, вро
|